— имеет смысл —
Почему полезны отрицательные эмоции?Клинический психолог Яков Кочетков — о том, почему для развития ребенка важен опыт переживания стрессов и негативных эмоций.
Однажды я рассказывал молодым коллегам из Швеции о своих студенческих годах — о том, как совмещал работу и учебу, о неизбежных тогда материальных трудностях. Рассказывал со смехом, как о вещах очевидных. И вдруг заметил, что мои коллеги не смеются и выглядят даже растерянными. Одна девушка даже сказала: «Но это же очень тяжело». Выяснилось, что их опыт сильно отличается от моего (у них были хорошие стипендии, возможность полностью сосредоточиться на занятиях), поэтому то, о чем я говорил, они восприняли как очень тяжелую ситуацию. Позже я упомянул об этом случае в разговоре с немецким профессором и посетовал: мол, будь у нас нормальные условия обучения, все было бы по-другому в моей жизни. На что он мягко возразил: «Знаешь, в этом есть свои плюсы. Не уверен, что шведские студенты готовы к тому, к чему готов ты».
(читать дальше)В своей практике я часто встречаю родителей, которые ограждают своих детей не только от жизненных трудностей, но и от переживания негативных эмоций. «Я читала, что детей нельзя расстраивать, это влияет на мозг», «Я не хочу его разочаровывать, он еще столкнется с этим в жизни». Безусловно, далеко не всякий стресс полезен. Но не всякий вреден. Для нашего развития важен опыт переживания умеренных стрессов в раннем возрасте. И еще важнее опыт переживания негативных эмоций по этому поводу. Когнитивный психотерапевт и исследователь Роберт Лихи (Robert Leahy) разработал концепцию устойчивых «эмоциональных схем», с которыми мы подходим к своим чувствам. Оказывается, мы относимся к ним по-разному. Одни избегают чувств, боятся, что будут испытывать их всегда, и когда-нибудь чувства убьют их. Другие пренебрегают ими и полагаются на голос разума. Есть те, кто придает им слишком большое значение и выплескивает где только можно. А бывает, что мы вообще не знаем об их существовании.
Роберт Лихи подчеркивает значение раннего опыта для формирования отношения к своим эмоциям. Представьте себе ребенка, который бегал, упал и при этом сильно ударился. Что сделает его мама? В панике крикнет: «Вызывайте скорую!» — или скажет: «Хватит ныть, чтобы я никогда больше этого не видела!» Или просто успокоит: «Ничего страшного, ты ударился, поплакал, бывает». От того, как реагирует мать, будет зависеть отношение ребенка к неприятностям и негативным эмоциям. Ему важно видеть, что «плохие» эмоции (страх, гнев, печаль) можно выражать без опаски и что родители тоже их испытывают, но при этом способны их контролировать. Но главное, чтобы научиться справляться со стрессом и преодолевать трудности, ребенку необходимо встречаться с ними! Некоторые ситуации помогут разрешить родители, но есть и такие, c которыми он разберется самостоятельно. И станет от этого сильнее.
[из вк]